Выбор пути с помощью различных подходов профориентации. Тесты по профориентации разных специалистов

Код для вставки плеера на сайт

<video poster="&quot;http://proforientation.ru/video/prof.jpg&quot;" controls="controls" width="&quot;500&quot;" height="&quot;280&quot;">
<source src="&quot;http://proforientation.ru/video/prof.mp4&quot;" type="&quot;video/mp4&quot;" />
<object id="&quot;videoplayer5394&quot;" type="&quot;application/x-shockwave-flash&quot;" data="&quot;http://umapalata.ru/player/uppod.swf&quot;" width="&quot;500&quot;" height="&quot;375&quot;"><param name="&quot;bgcolor&quot;" value="&quot;#ffffff&quot;" /><param name="&quot;allowFullScreen&quot;" value="&quot;true&quot;" /><param name="&quot;allowScriptAccess&quot;" value="&quot;always&quot;" /><param name="&quot;movie&quot;" value="&quot;http://umapalata.ru/player/uppod.swf&quot;" /><param name="&quot;flashvars&quot;" value="&quot;comment=Профориентация&st=http://umapalata.ru/styles/video42-1821.txt&file=http://proforientation.ru/video/prof.mp4&poster=http://proforientation.ru/video/prof.jpg&quot;" /></object></video>

Методика Шмелева

Шмелев Александр Георгиевич — доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». В основные труды Александра Георгиевича входят: учебное пособие и практикум по общей психодиагностики, практикум по экспериментальной психосемантике, психодиагностика мотивации и саморегуляции. Он автор свыше двухсот научных публикаций.

Автор-разработчик программно-методических продуктов таких как: ТЕСТАН – автоматизированная система ТЕСТирования и АНализа данных, многомерный личностный опросник «16 русскоязычных авторов», создатель Интернет-портала информационной поддержки Единого госэкзамена www.ege.edu.ru и сайта ege.ru.

Безусловно, эти и многие другие труды Шмелева заслуживают не просто уважения, но и вызывают полное доверие у обратившегося за консультацией. При прохождении профориентации в его центре используется компьютерный диагностический комплекс «профориентатор», разработанный психологами МГУ под научным руководством профессора Шмелева.

Комплекс позволяет оценить интересы, личностные качества и способности учащегося, поэтому включает в себя три блока. Первый блок диагностирует сферу интересов. Второй представляет собой задания на оценку уровней развития различных способностей. И наконец, третий блок ориентирован на выявление личностных особенностей. На выполнение всех заданий уходит в среднем около часа.

Тест включает в себя разнообразные вопросы: это и решение задач, и выбор наиболее привлекательных альтернатив, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях. После прохождения тестирования по комплексу «Профориентатор», учащийся получает распечатку результатов. Туда войдут списки профессий, максимально соответствующие ему, диаграмма направления профильного обучения, индивидуальный графический профиль, с результатами по каждому измеряемому тестом качеству, перечни вступительных экзаменов в форме ЕГЭ для рекомендуемых специальностей, а также информация по тренинговым программам, которые неплохо было бы пройти.

Компьютерные диагностики хороши своей оперативностью, но несколько теряют в своём качестве. В мире компьютерных технологий, зачастую не хватает личного общения. Профессионального по сути своей и опытного в жизни. А распознать глубину души человеческой не один компьютер пока не в силах…

Цена приемлема, и выбор остаётся по-прежнему за вами.

ДДО Е. Климова

Эта методика профориентации на данный момент является самым распространенным способом определить склонность человека к тому или иному роду занятий. Испытуемому предлагают двадцать пар утверждений, из каждой можно выбрать только один. Варианты «не знаю» или «ни одно» отсутствуют.


По итогам опросника выявляется склонность испытуемого к одному из пяти типов профессий Человек-Природа, Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника или Человек-Знак.

Основным достоинством методики является простота – опросник может применяться как индивидуально, так и для групп до 20 человек. Обработка результатов проста настолько, что выполняется самими испытуемыми сразу после теста.

Расшифровки особой не требуется.

А теперь о недостатках.

Во-первых, сам размер опросника напоминает тесты типа «Умная ли ты?» в журналах для девочек. Согласно критериям эффективности психологического теста, вопросов в тесте не должно быть менее 50, иначе он считается неэффективным. Двадцать вопросов – слишком мало для того, чтобы всесторонне оценить качества характера и выявить склонности испытуемого.

Во-вторых, фиксированные пары утверждений сковывают сознание испытуемого – из двух вариантов зачастую выбирают не самый привлекательный, а наименее отвратительный.

В-третьих, проведение тестирования в группе настраивает на выбор варианта, привлекательного не лично человеку, а группе в целом и в особенности ее лидерам.
Таким образом, ДДО Е.А. Климова уже давно перестала использоваться серьезными специалистами как самостоятельная методика профориентации и применяется в школах как подготовка к началу более глубоких исследований учеников. Тем не менее, в Санкт-Петербурге еще можно увидеть профориентационные центры, базирующие свои исследования на ДДО Климова. Достоинство их, впрочем, весьма сомнительное – дешевизна прохождения профориентации и скоротечность процедуры (около часа).

Всего за полторы тысячи рублей вам за час расскажут, кем вы будете. В игровой форме. С картинками.
« …а ждетЪ тебя, милка, дальняя дорога за трефовым интересом и казенный дом. Позолоти ручку!»

Профориентация Натальи Грэйс

Среди других питерских центров по профориентации особо выделяется центр профориентации Натальи Грэйс. Почему особо?

Во-первых, на нем нет привычной пугающей непосвященного психологической зауми, потрясания фамилиями и терминами, смешными для психологов, но внушительными для тех, кто мало знаком с предметом. На сайте все просто и «для людей», а не для поисковых роботов, коими сейчас часто грешат создатели страничек в интернете.

Во-вторых, сайтов много и кроме собственно рекламы профориентации и восторженных отзывов (не люблю поддакивать, но к восхищенному хору присоединяюсь, расскажу позже почему (прим. автора)), на них можно найти массу полезного для себя лично: ссылки на книги, которые могут поставить мозги на место, интересные рассуждения, обучающие видео. Закономерный итог – высокая посещаемость.

В-третьих, лишь немногие современные школы профориентации позволяют познакомиться с тренером до того, как ты оплатил курс. А симпатия к тренеру, которому вы решились доверить свою судьбу – штука важная. Как решиться принять помощь человека, которого ни разу не видел? На сайте Грэйс можно не только получить представление о том, как она говорит и как думает (а ее тексты очень похожи на нее саму), но и посмотреть видеозаписи ее интервью и тренингов. Да, в конце-концов, записаться на демонстрационный тренинг и познакомиться Натальей Евгеньевной лично. Возможность, как ни крути, ценная.

А теперь о недостатках. Куда ж без них?

Главный недостаток методики Грэйс в том, что человек, пришедший на тренинг, не получит ни жалости, ни сочувствия, ни заверений в том, что он гений, обиженный и недопонятый. Ему покажут, в чем он хорош, а в чем откровенно никудышен – но сделают это вполне безжалостно и без лишних сантиментов (расшифровку беседы можно найти на сайте). Зато очень доходчиво, так, чтобы захотелось двигаться и действовать, а не принимать все как есть («Писаться не перестал, но теперь я этим горжусь!» (с)). Вот один из комментариев, который получила родительница после беседы ее сына-страшеклассника с Натальей Грэйс.

Тест по профориентации Романа

Еще Эрик Берн в своих «Играх» отмечал, что очень и очень многие предпочитают ходить за помощью к подружкам/родителям/психотерапевтам не для того, чтобы действительно получить ответ на свой вопрос и решить проблему. Свою проблему они старательно берегут как средство для получения вожделенного внимания и повода для разговора и очередного всплеска сладкой жалости к себе любимым (см. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди»). Соответственно, злодея, всерьез вознамерившегося отобрать у них «драгоценность», они готовы съесть с потрохами, растоптать и изничтожить.

У Натальи Евгеньевны нечего делать людям, которые свою проблему решать не хотят. Там они не получат бездеятельного рассеянного внимания и вялого сочувствия – их заставят с проблемой распрощаться. Возможно, жестко, зато действенно и насовсем.

Таким образом, методика подходит не всем – только тем, кто готов действительно попрощаться со своей проблемой и начать заниматься делом.

Френсис Гальтон

Френсис Гальтон (1822 – 1911) – английский ученый, географ, антрополог и психолог, ставший основоположником психометрики и дифференциальной психологии.

Френсис Гальтон, кроме прочих заслуг в разных областях науки, стал основоположником одного из базовых на данный момент способов проведения психологических исследований – теста. Но, когда б вы знали, из какого сора…

Гальтон – двоюродный брат Чарльза Дарвина, был приверженцем его теории эволюции и в какой-то момент пришел к выводу, что человеческая раса вырождается и деградирует. Для улучшения популяции Гальтон стремился создать возможности для селекции людей, а именно путем разнообразных измерений выявить природные склонности и таланты человека. Френсис Гальтон совершенствовал уже известные способы антропометрии, структурировал и дополнял их. На основе выборки, включающей в себя измерения по 17 параметрам (как физическим, так и интеллектуальным), ученый на протяжении многих лет выводил взаимосвязи между измеренными параметрами. Всего Гальтон использовал параметры более чем 9000 человек. Гальтон был первым, кто ввел термин «евгеника» и систематизировал знания, полученные предшественниками. Таким образом ученый высказал сомнения в божественной природе одаренности и таланта и заявил, что признаки одаренности можно выявить при помощи тестов. Это заявление, на тот момент сенсационное, положило началу научному подходу к определению и классификации личностных характеристик.

Кроме того, благодаря одному опыту, проведенному над самим собой, Гальтон впервые отметил важность самооценки для восприятия человека другими людьми. Ученый вышел на улицы Лондона, внушив себе мысль «Я – самый отвратительный человек в Англии!», в результате чего многократно сталкивался с разнообразными проявлениями грубости – прохожие отворачивались от него, толкали, ругались вслед. Так Гальтон пришел к выводу, что прежде чем менять что-либо в отношении других людей, необходимо найти причины такового отношения в себе самом. Положительных результатов можно добиться, только изменив свою позицию. Кроме того, Френсис Гальтон отметил влияние собственной высокой (а равно и низкой) оценки ситуации на мнение других людей. Эти выводы, по сути банальные сейчас, во время Гальтона были настоящим прорывом.

Также, неоценимой заслугой Френсиса Гальтона было открытие уникальности отпечатков пальцев. Гальтон был одним из исследователей, занимавшихся поиском знаменитого лондонского ужаса – Джека-Потрошителя, в течение многих лет терроризировавшего ночную Англию. Розыскные работы в то время велись медленно из-за того, что сыщикам приходилось делать искать доказательства преступления практически вслепую, полагаясь исключительно на личный опыт и вещественные доказательства. Гальтон, в ходе работы над делом маньяка, продолжил собирать и исследовать отпечатки пальцев заключенных и бывших заключенных лондонских тюрем и, к своему удивлению, не нашел двух одинаковых среди нескольких тысяч уже изученных. Это натолкнуло его на мысль об уникальности рисунка на ладони каждого человека и дало основу дактилоскопии.

Френсис Гальтон, талантливейший ученый своего времени, совершил прорыв в сфере антропометрических исследований, систематизировав имеющиеся знания и создав систему классификации личностных качеств при помощи тестов. В данный момент без тестов не обходится ни одна организация, где для каких-либо целей максимально быстро и достоверно выявить особенности характера человека и его склонности (прием на работу, профориентация, психометрические исследования и т. д.).

Методика Леонгарда-Шмишека

Тест акцентуаций личности был в 1970 году разработан Леонгардом Шмишеком на основе теоретических положений Карла Леонгарда. Карл Леонгард выдвинул предположение о том, что все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Черты, выраженные наиболее явно, могут служить характеристикой личности в целом, в том числе приобретать патологический характер. Леонгард выделяет 10 основных типов личности в соответствии с выраженными акцентуациями, в частности:

  1. Демонстративный;
  2. Застревающий;
  3. Педантичный;
  4. Возбудимый;
  5. Гипертимный;
  6. Дистимный;
  7. Тревожный;
  8. Экзальтированный;
  9. Эмотивный
  10. Циклотивный.

Тест Леонгарда-Шмишека широко применяется для определения свойств характера и темперамента подростков и взрослых в процессе обучения, профориентации, на собеседованиях и при психологическом консультировании.

Достоинства методики состоят, во-первых, в ее многофункциональности – автором разработан опросник как для детей, так и для взрослых. Разница между ними состоит лишь в формулировке вопросов, но не в их количестве или наборе акцентуаций. Следовательно, тест может с равным успехом применяться в любой возрастной группе.

Во-вторых, тест позволяет дифференцировать широкий спектр особенностей личности, что дает возможность всесторонне оценить человека и выявить его особенности восприятия для того, чтобы подобрать для него максимально эффективную программу развития, род занятий или должность (например, при приеме на работу).

Кроме того, тест проверен многими учеными и исследователями, что подтверждает его эффективность. Опросник Леонгарда-Шмишека входит в основу множества профориентационных методик и тренингов, однако важно отметить, что из-за сложности его интерпретации применяться он может только профессиональными психологами, имеющими опыт работы со сложными тестами. Неверно истолкованные результаты теста могу привести к неправильной оценке личности человека и пагубно отразиться на конечном результате оценивания (профориентации или составлении программы развития).

Опросник Леонгарда-Шмишека применяется в методике профориентации Натальи Грэйс. Наталья Грэйс является профессиональным практикующим психологом, который широко применяет в своей работе множество методик определения типа личности, выбирая наиболее проверенные и релевантные методики. В частности, методика Леонгарда-Шмишека применяется как один из этапов тестирования при профориентации. Это помогает Наталье определить базовые акцентуации характера человека, обратившегося за помощью, и понять, какой род занятий, условия труда, окружение больше всего подходит именно для данного человека. Обратившись в Центр Грэйс, вы получите квалифицированную консультацию в выборе профессии и жизненного пути в целом, построенную на основе особенностей именно вашего характера.


Работа за деньги

Зачем мы работаем? За деньги — разумеется! Вот первое, что приходит в голову. Так, да и не так. Может ли испытывать счастье и удовлетворение в конце дня человек, который разгружал вагоны, надрывая спину? Что-то я сомневаюсь, даже если почасовая оплата была велика.

Но разве не так большинство из нас отрабатывает смену, как заведённые куклы? Менеджер по продажам в банке «впаривает» потребительские кредиты нам с вами. За каждый кредит он получает процент от прибыли. Служит ли он при этом человеку? Раскрывает ли свой талант?

Продавать или Создавать

Почти вся наша страна стала нацией торгашей. Мы все что-то продаем, и почти ничего не создаём. По ТНТ показывают отупляющий «Дом-2», приносящий 80 процентов прибыли телеканалу. Россия «хавает». Главная цель проекта – прибыль от рекламы. Вы можете снять очень интеллектуальное видео, и смотреть его будут 30 человек. И это называется творчество. Ради творчества люди пишут в стол, сочиняют песни в стол… Продать примитивную попсу с простой мелодией намного проще.

Издательства наловчились писать книги без авторов, под редакцией какой-нибудь очередной Веры Малышкиной. Используется метод copy-paste из Интернета. Всё это упаковывается в яркую обложку — и вперёд, на книжные полки, к читателям. Главное, чтобы купили! Придя домой, вы поймёте, что купили фуфло, а книга с заманчивым названием — совершенно пуста. Правильно! Ведь Вера Малышкина писала эту книгу не ради самовыражения, а чтобы денег срубить.

Деньги или мечта

Всякий раз, когда в работе главным мотивом является получение денег, труд будет приносить только огорчение и усталость. Толпы людей в нашем государстве работают именно так. Без удовлетворения, с озлобленностью на страну, начальство, на самих себя… Они объясняют это тем, что нужны деньги, надо на что-то жить. Но разве это жизнь?

Деньги только тогда принесут радость, когда станут косвенным результатом любимого дела. К отсроченной награде готовы единицы. Именно они оставят след в истории, в науке, в литературе. Именно они раскроют свои таланты и способности.

По какому пути идёте вы? Не важно, что делать? Главное — быстрые деньги? Или всё-таки важнее найти дело своей мечты?..

Большие зарплаты

Как заработать много денег? Задаются вопросом многие, а как заработать, чтобы не работать – ещё больше. Страсть к «халяве» у нас почти национальная особенность, хотя если взять европейские страны, то мы вполне сойдём за трудоголиков.

Статистика врет?

Социологический опрос показал, что разбогатеть имеют возможность люди таких профессий как: актёр кино, писатель, программист, риэлтор, строитель, топ-менеджер, финансист, а так же футболист и ювелир.

Возьмём, к примеру, актёра и писателя. Чтобы разбогатеть, мало иметь талант, а часто можно его и не иметь. Без хороших связей и подруги-удачи ничего не светит. Футболист? Сомнительно. Сегодня ты зарабатываешь миллион, а завтра – перелом ноги. Со спортом покончено, а кроме мяча в руках никогда ничего не держал.

Риэлтор, строитель и финансист в нашей стране, конечно, могут сколотить капитал. На данном этапе в России наблюдается строительный бум и повышение интереса к банковским продуктам.

Вот кто может быть спокоен за свое будущее, так это программист. Если в ближайшее время мы ещё способны жить без участия цифровых технологий, то в будущем это исключено.

О чём мы вообще? Библиотекарь, ловец бабочек, археолог, диггер… Кто угодно может разбогатеть! Главное – быть профессионалом и любить свою работу, а это возможно только в том случае, если ты на правильном пути.

Ложное представление

Выбирая профессию с достойной, как нам кажется, зарплатой, мы забываем об одном. Об огромной ответственности, о наличии необходимых глубинных знаний в данной сфере и личных качествах.

Всё кажется в ярком радужном свете: «Вот пойду, закончу и буду получать!» Действительно будешь, но не большую зарплату, а кучу «головняков», в случае если должность финансиста тебе не по зубам. Так что есть смысл задуматься!

Вообще стремление заработать у многих перерастает в патологию. Люди жертвуют всем ради того, чтобы стать богачом. На мой взгляд, бегать за деньгами утомительно и безрезультатно. Слово «карьера» означает «бег лошади по кругу». Зарплаты всегда не хватает. Но, если развивать свои способности, придет время, когда твоя голова будет дорого стоить. И уже не ты будешь искать деньги, а они тебя. Все до одной монетки.


Отрывок из заполненного теста Бориса, 19 лет

Это не моё...Фрагмент из книги Н. Грэйс «Профориентация в 16 лет»
Печатается с разрешения автора
Появление книги в печати ожидается весной 2012 г.

Раздел теста – дело моей мечты. Борис, Вы пишете:

«Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представляемое; предмет мечтаний стремлений. Стремление стать успешным, независимым — это первоочередное стремление, которое, мне кажется, стоит выделить как приоритетную задачу при выборе профессии. Точнее так мне казалось, когда еще в 10-м классе я думал какую будущую профессию выбрать. В то время я не сильно задумывался, насколько этот выбор важен в жизни, и каковы могут быть его последствия: плачевные, либо радужные.

Бегло оценив профессии самых мне близких людей: родителей и родственников, я остановился на профиле отца. Это были IT технологии и вычислительные машины. Довольно удачная отрасль для удовлетворения моего первоочередного стремления в работе. С точными науками у меня никогда особых проблем не возникало. Поэтому я выбрал данное направление, пошел на подготовительные курсы и впоследствии поступил. Но через полгода – год я начал ощущать поспешность моих выводов и столь быстрого выбора профессии, без особого разбора и обдумывания того фактора что мне действительно по душе.

Общение в среде будущих программистов, системных администраторов и прочих специалистов IT начало меня угнетать. Это очень специфичная среда и темы для разговора, как и поведение самих людей не привычно и не похоже на общение адекватных, полноценных людей. Тема разговора о отношениях и противоположном поле, которая не может не волновать молодых людей моего возраста отсутствует полностью и превращается в мой монолог. И девушек то нет на факультете, которыми могли бы увлечься люди и заинтересоваться такой сферой жизни. Впрочем, эта тема отсутствует, как и многие другие темы, связанные с реальной жизнью.

Интернет, компьютерные игры, программы, софт – вот что действительно интересно. К такому отношению к жизни и самой жизни других людей можно привыкнуть, как со временем привык я, но принять его не смог и не смогу никогда. Также, по ходу учебы, программирование и остальные предметы по профилю меня никак не заинтересовали, чем больше я их изучал, тем больше испытывал неприятия и отвращения. Поняв также, что будущая работа будет во многом требовать постоянного совершенствования знаний и станет неотъемлемой частью жизни, а скорее всей жизнью, я глубоко разочаровался в своем выборе прошлых лет.

Сейчас я понимаю, что будущая моя профессия должна приносить не только хорошие деньги и успешность, но и быть по душе. Только принимая/любя свою работу, понимая для чего ты работаешь, видя конечный результат, можно полностью реализовать в ней свои способности и научиться многому.

Подводя итог, я хочу сказать, что не нашел на данный момент дело своей мечты и пока плохо представляю, в каком направлении мне идти дальше».

Мои комментарии:

Работа, Борис, должна давать:

ГМУ– глубокое моральное удовлетворение,доход.

Насколько важно ГМУ, вы теперь понимаете. Без него невозможно дышать. Ты просто прокисаешь, протухаешь… гибнешь совсем.

Вот типичные ошибки выбора:

1 – идти по стопам родителей,
2 — учиться поближе к дому (удобно ездить),
3 — идти туда, где ниже конкурс,
4 — руководствоваться соображениями престижа (врач, юрист, экономист),
5 — главным фактором считать востребованность профессии на рынке и др.

Вы пошли по пути 1. Ничего страшного, ошибка типична. В 16 лет с правильным выбором повезло не многим. И если у вас возникло желание сменить вуз, то не вы 3 года потеряли, а миллионы подростков потеряли жизнь, поскольку продолжают под давлением родственников заканчивать ненавистные вузы. Ты, мол, закончи. А потом получай второе высшее… Так спокойнее. Кому? Им – маме и папе. Ведь билет в жизнь выдан, высшее получено… Но разве легче начинать все снова в 21-22 года? Нет, Кирилл, с каждым годом и месяцем все тяжелее, вы уже в 19 лет наверняка сравниваете себя с теми, кому 16 и кто поступает на 1-й курс, исполненный надежд.

Бросайте ВУЗ. Посвятите все свободное время подготовке к поступлению в новый вуз. Найдите возможность получить необходимые ЕГЭ по максимуму.


Непрофессионализм

По слову непрофессионализм не так уж много запросов в статистике Яндекса — меньше 50 человек в месяц по Ленобласти… Было бы интересно знать, кто набирает эти слова и что хочет узнать. Почему руководитель обвиняет его в непрофессионализме? Справедливы ли обвинения? Или такими интересующимися движет обида? Им нанесли ущерб непрофессионалы?

Сейчас все чаще обвиняют в непрофессионализме врачей. Особенно стоматологов. На самом деле — паршивая овца все стадо портит, и непрофессионалы есть в любой сфере. Более того, непрофессионалов — большинство. Только вот в одной области они относительно безвредны, к примеру, когда речь идет о парикмахере (волосы не зубы — отрастут), а в другой — от непрофессионализма стадает здоровье, а иногда и жизнь человека.


2012 © Профориентация с Натальей Грэйс

Статьи и материалы на сайте охраняются законом об авторском праве. Использование материалов допускается только при наличии обратной ссылки и с разрешения правообладателя.

Карта сайта